Профстандарт социального работника

Что такое профессиональный стандарт социального работника?

Профстандарт социального работника

Профессиональный стандарт социального работника введен с целью совершенствования этой сферы деятельности.

Необходимость введения

На отечественном рынке труда существует множество проблем. Далеко не все граждане могут найти работу, в которой бы они реализовывали свои профессиональные знания.

Стандарт профессиональной деятельности социального работника был введен по нескольким причинам:

  • обладатели дипломов разных учебных заведений существенно отличались по багажу знаний;
  • увеличилась потребность в специалистах по социальной работе высокой квалификации.

Интересные факты

С 2008 года Центром социального маркетинга была выявлена тенденция увеличения спроса на высококвалифицированных специалистов.

Работодателю достаточно сложно было проводить аттестацию рабочих мест до тех пор, пока не появился профессиональный стандарт социального работника в социальной сфере. Это особенно актуально было для организаций, не имеющих достаточного опыта, где часто возникали конфликтные ситуации между руководителем и сотрудниками. Заканчивались они, как правило, судебными разбирательствами.

За 2001 год судами общей юрисдикции было рассмотрено больше 864 тысяч трудовых споров.

Стандарт профессиональной деятельности социального работника дает возможность избегать многих проблем, включая и оценку качества работы сотрудников. После его разработки существенно снизилось количество разбирательств, связанных с квалификацией.

Профессиональный стандарт социального работника значительно упрощает процедуру присвоения квалификации сотрудникам этой сферы деятельности.

Например, в европейских странах уже есть положительный опыт введения подобных норм. Это существенно упростило процедуру принятия на работу, увеличило шансы квалифицированных специалистов получить высокооплачиваемое рабочее место.

Определение

В широком смысле под стандартом принято понимать эталон (модель), который берется в качестве исходной формы для сопоставления подобных объектов. Рассмотрим более подробно.

Профессиональный стандарт социального работника – документ, который применяется для обеспечения высокого уровня обслуживания населения.

Его основной задачей является обеспечение высокого качества оказываемых гражданам услуг.

Профессиональный стандарт социального работника описывает те качества, которыми должен обладать специалист этой профессиональной сферы.

Именно этот документ способствует рациональной расстановке и применению кадров, обоснованному принятию решения в процессе аттестации сотрудников.

Как используются основные документы профессионального стандарта? Социальный работник на их основе повышает свою профессиональную компетентность. Работодатель, в свою очередь, применяет нормативные документы для мотивации сотрудников, поддержания стандартов качества обслуживания населения.

Стандарт для работников

Для них подобный документ является базой для выявления личного профессионализма, выбора направлений для последующего роста, самосовершенствования.

После введения профстандарта изменилась ситуация на рынке труда.

Специалисты, имеющие высокую квалификацию, сократили время на поиски высокооплачиваемой работы, стали ощущать свою востребованность на рынке труда, выросли их шансы на карьерный рост.

Основные тезисы

Работник обязан оказывать гражданину, который полностью либо частично утратил способность самообслуживания, находится в сложной жизненной ситуации, квалифицированную помощь:

  • социальные и бытовые услуги;
  • медицинскую помощь;
  • правовую поддержку;
  • социально-экономические услуги.

Общая трудовая функция

Социальный работник должен иметь профессиональное среднее образование или общее среднее образование и профессиональную подготовку (стажировку) на рабочем месте. Сотрудник обязан пройти специальный учебный курс по оказанию первой медицинской помощи.

В профессиональном стандарте нет особых требований к опыту практической деятельности социального работника. Однако к работе могут быть допущены только те лица, которые не имеют судимости за преступления, установленные законодательством РФ.

Профстандарт определяет основные трудовые функции социального работника:

  • определение лиц, которые находятся в сложной жизненной ситуации, нуждаются в социальном обеспечении;
  • покупка за материальные средства клиента продуктов питания, доставка их на дом;
  • помощь в приготовлении пищи из продуктов, имеющихся у клиента;
  • приобретение за материальные средства подопечного промышленных товаров из списка предметов первой необходимости, доставка их на дом;
  • для клиентов, проживающих без центрального водоснабжения, отопления, социальный сотрудник доставляет воду, растапливает печь;
  • сдача за счет средств подопечного его личных вещей в химчистку, прачечную, мастерскую, доставка отремонтированных вещей клиенту.

Заключение

Профстандарт, созданный для сотрудников социальной сферы, позволяет регламентировать их деятельность. Учитывая, что в подобном документе перечисляются все основные трудовые функции работников, существенно снижается количество конфликтных ситуаций с клиентами. Для этого подобные стандарты и создаются.

При полном соблюдении всех требований, указанных в этом нормативном документе, клиент получает гарантированное качественное обслуживание со стороны социальных служб, а сам сотрудник может рассчитывать на повышение квалификации, а также на существенный рост заработной платы.

Источник: https://FB.ru/article/357473/chto-takoe-professionalnyiy-standart-sotsialnogo-rabotnika

Профстандарт социального работника | АБиУС

Профстандарт социального работника

3 окт. 2019

Елена Олейникова

10 минут

На сегодняшний день работники социальной службы востребованы на рынке труда. Соцработники требуются в пенсионные фонды, бюджетные и благотворительные учреждения, дома престарелых.

Какие функции выполняет социальный работник? В чем специфика деятельности? Какие существуют требования к образованию и опыту работы социальных работников? Давайте разберемся.

В своей деятельности социальные работники руководствуются основными требованиями действующего законодательства РФ (обязательны для всех профессиональных отраслей) и специальными.

К основным законодательным документам относят Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ и ряд федеральных законов:

  • Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195 “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”, в котором прописаны основные принципы социального обслуживания, даны определения понятиям «трудная жизненная ситуация», «социальные услуги».
  •  Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122 “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”.  Регулирует право соцработника, занятого в государственном или муниципальном учреждении социального обслуживания, на повышение квалификации за счёт работодателя, на получение спецодежды и необходимого для работы инвентаря, на обслуживание в торговых центрах/ банках / вне очереди в рабочее время, бесплатный проезд и другие льготы.

Профессиональный стандарт социального работника

 Специальным документом, регулирующим деятельность соцработников, является профессиональный стандарт «Социальный работник» (утв. Мин. Труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н).

В профессиональном стандарте сформулированы общие сведения о трудовой деятельности социального работника и выделены его трудовые функции с подробным пояснением необходимых знаний и навыков.

Особое внимание стоит обратить на требования к образованию и опыту работы:

– среднее профессиональное образование – программы подготовки рабочих и служащих (профессиональное обучение)

ИЛИ

– среднее общее образование и стажировка на рабочем месте;

– освоение программы оказания первой медицинской помощи;

Особые условия допуска к работе: отсутствие судимости и обязательное прохождение медицинских осмотров.

Введение профстандарта соцработника было необходимой мерой для решения ряда основных проблем в этой отрасли:

  • отсутствие профильного образования у работников 

До принятия профстандарта социальным работником мог работать практически кто угодно (с любым уровнем образования и опытом работы в этой сфере), что негативно сказывалось на качестве социальных услуг.

  • разобщенные требования к образованию и опыту работы при трудоустройстве

Эти требования руководители социальных служб определяли самостоятельно,  что приводило к недопонимаю и конфликтам между работодателями и сотрудниками.

  • сложности у работодателей в проведении аттестации сотрудников

Для понимания, что из себя представляет работа в социальной службе и какие существуют требования к профессии, следует изучить этот профстандарт.

Функции и обязанности социального работника

Согласно действующему профстандарту «Социальный работник» (утв. Мин. труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н), обязанности соцработников состоят в оказании следующих услуг:

Социально-бытовые и социально-медицинские услуги

  Основные обязанности по уходу за пожилыми людьми заключаются в покупке и доставке продуктов питания и лекарств, приготовлении еды. При необходимости – кормление и купание, помощь в уборке дома, стирка, оплата жилья и коммунальных услуг. Также специфика деятельности подразумевает организацию досуга: чтение слабовидящим газет или книг, сопровождение на прогулке.

  Соцработник должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. Он постоянно наблюдает за состоянием здоровья подопечного.

В его обязанности также входит участие в реабилитационных мероприятиях для пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья (например, работа по программе реабилитации инвалидов).

Еще одна функция – содействие подопечным в получении помощи в медицинских учреждениях: записать на приём, сопровождать в поликлинику, напоминать про график приёма лекарств.

Социально-психологическая поддержка  Важная часть деятельности социального работника – общение с подопечным. Это может быть непринужденная беседа на бытовые темы, разговор «по душам». Соцработник должен следить  за настроением подопечного, содействовать в получении психологической помощи, если в ней есть потребность.
Социально-правовые услуги  Необходимо информировать подопечного об социальных услугах, оказывать помощь в оформлении документов для получения государственных и муниципальных услуг, содействовать в получении юридической помощи.
Социально-экономические услуги  Если подопечный желает поступить учиться или найти работу, соцработник содействует в подготовке и подаче необходимых для этого документов.

Специфика деятельности социального работника

Соцработник оказывает помощь и поддержку людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию: одинокие пожилые люди, сироты и беспризорные дети, малообеспеченные семьи, инвалиды, те, кто лишился крова или в силу болезни неспособны о себе позаботиться.

Наиболее важные качества, которыми должен обладать такой специалист: доброта, чуткость, милосердие, альтруизм, общительность.
Соцработник, подобно доктору или медсестре, должен уметь сохранять спокойствие и невозмутимость в любой сложившиеся ситуации, как мудрый наставник быть терпимым к человеческим слабостям, и самое важное, чувствовать в себе желание помогать людям.

Если вы обладаете такими качествами, то можете смело приступать к освоению этой благородной профессии.

Аттестация социальных работников

Аттестация соцработников проводится в учреждении, где они работают. Введена с целью повышения эффективности работы сотрудников, а также для стимулирования мотивации к повышению квалификации и ответственности за результаты работы.

Аттестация проводится планово, о чём заранее предупреждают сотрудников, чаще всего, в виде тестирования. Иногда в виде индивидуального или группового собеседования.

Большая часть материалов касается проверки знаний действующего закодательства, регламентирующего работу социальных служб, первой медпомощи.

Проверяется соответствие знаний и умений работника современным требованиям к этой профессии. 

Экзамен проводит экспертная комиссия. По результатам аттестации комиссия оглашает результаты и отмечает их в протоколе. Протокол передают руководителю социальной службы, который принимает окончательное решение по каждому сотруднику.

Как подготовиться к аттестации соцработнику? Для этого достаточно регулярно проходить программы повышения квалификации по социальной работе и первой медицинской помощи.

Какое обучение необходимо для работы

Пройти обучение на соцработника в России можно на базе 9 или 11 классов в учреждениях среднего профессионального или дополнительного профессионального образования.

Например, в АБиУС действует программа профессионального обучения «Соцработник».  Программа содержит только профильные дисциплины, поэтому освоить новую профессию можно приблизительно за 2 месяца.

Получив свидетельство о должности служащего, вы будете соответствовать требованиям профстандарта, сможете устроиться на работу и заниматься любимым делом.

Эта программа будет подходящим решением и для тех, кто окончил училище или колледж по другой специальности.

Если вам требуется консультация по выбору подходящей программы обучения, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам. Они подберут программу с учетом уровня образования, конкретной жизненной ситуации и финансов.

Источник: https://www.akbiz.ru/publications/profstandart-socialynyy-rabotnik

Юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: